|
|
|
|
|
||||||||
Аниме (anime) - это сокращение от английского "animation"(произносится с ударением на первый слог и не склоняется). Термин "аниме" укрепился только в середине 1970-х, до этого обычно говорили "манга-эйга" ("кино-комиксы"). Первые эксперименты с анимацией японцы начали в середине 1910-х, а первые аниме появились в 1917 году. Довольно долго аниме находилось на задворках кино, однако и здесь благотворную роль сыграли милитаристы, поддерживавшие любое "правильное" искусство. Так, два первых больших аниме-фильма вышли в 1943 и в 1945 годах соответственно и были "игровой" пропагандой, прославлявшей мощь японской армии. Решающую роль в истории аниме сыграл Тэдзука Осаму, который предложил отказаться от бессмысленного соревнования с полнометражными фильмами Уолта Диснея и перейти к созданию ТВ-сериалов, превосходящих американские не по качеству изображения, а по привлекательности для японской аудитории. Многое аниме - экранизации популярной манги. Большая часть аниме - детское и подростковое, хотя встречается и аниме для молодых людей. Аудиторию средних лет завоёвывает "семейное аниме", которое дети смотрят вместе с родителями. В аниме, как и в манге, многое ставится на выражение лица персонажа, его одежду и мимику. Созданием аниме занимаются аниме-студии, обычно сравнительно небольшие и работающие на внешнем финансировании от различных спонсоров. Они обычно возникают вокруг выдающихся творцов и поэтому имеют свой определённый "студийный стиль". Особенности аниме. В отличие от других видов анимации, в которых художественное решение играет доминирующую роль, графика аниме находится под сильным влиянием канонов и шаблонов, а потому обычно играет подчиненную роль по отношению к другим аспектам анимационного произведения. Она лишь средство передать те концепции, которые создатели фильма хотят в нем выразить, но никак не самоцель. История современного аниме отсчитывается от первого сериала Тэдзуки - "Могучего Атома". Именно в нем Тэдзука впервые выразил принципы "ограниченной анимации" ("limited animation"), легшие затем в основу дальнейшего развития аниме. В приложении к японской анимации эти принципы означали экономию на подробности изображения движения (за счет уменьшения количества "кадров в секунду"), но повышенное внимание к сложности дизайна персонажей и фонов. Художественные решения, предложенные Тэдукой, нашли понимание у зрителя, а в дальнейшем, за счет увеличения финансирования, удалось довести количество кадров в секунду до мировых промышленных стандартов, не теряя при этом качества прорисовки персонажей. Тем не менее, реальность мира анимации такова, что финансирование никогда не бывает достаточным, и экономить приходится в любом случае. Для этого были разработан ряд художественных приемов, позволявших заново использовать уже нарисованные фрагменты (скажем, включение в сериал серии с повторением ранее произошедших событий) и активно использовать стоп-кадры и статические изображения. Классическим признаком графики аниме считаются т.н. "большие глаза" - непропорционально большие зрачки персонажей. Это не совсем верно. Изначально большие, "светящиеся" глаза персонажей с большими ресницами появились в сёдзё-манге, поскольку они на Востоке традиционно считались красивыми. Вообще, глаза - центральный объект лица персонажа в японской эстетике,что символизирует готовность персонажа к восприятию и созерцанию.
|
|
|
|
||
|
|
|
|
||
|
Чем пропорционально меньше глаза персонажа, тем менее у него развиты эти способности, поэтому "большие глаза" - это всегда признак юности. Однако, за пределы сёдзё-манги настоящие "большие глаза" начали выходить только в конце 1980-х годов. До этого в аниме доминировали анатомически пропорциональные глаза, которые, впрочем, все равно были больше, чем глаза персонажей в западной анимации. Наиболее существенно "большие глаза" представлены в рамках стиля
сёнэн-аниме "каваи" ("прелесть"), появившегося в начале 1990-х годов.
Особенность этого стиля заключалось в том, что главными персонажами таких аниме
стали девушки, которые, по законам восприятия сёнэн-аниме, должны были быть
сексуально привлекательны для зрителя. Поэтому создатели стиля "каваи" взяли для
него эстетику сёдзё-манги, изначально ориентированной на создание "прелестных"
персонажей.
Еще один необычный стиль, о котором стоит упомянуть, - это стиль
"супер-деформд" ("сверх-искаженный"). Речь идет о непропорциональном, комическом
стиле, также появившемся в аниме в конце 1980-х - начале 1990-х. В рамках этого
стиля персонажи изображаются как младенцы - с огромной головой размером с
туловище. Изначально этот стиль появился в пародии студии "Санрайз" на их
собственный сериал "ГАНДАМ", а потом стал активно использоваться в комических
отступлениях "серьезных" аниме. Возникновение дополнительного стиля,
маркирующего комические фрагменты, добавило новое измерение в мир канонов
искусства аниме.
Параллельно "необычным" стилям все больше поклонников, особенно среди
старшего поколения зрителей, находит "реалистичный" стиль, характеризующийся
пропорциональными чертами лица и единством художественного решения аниме.
Видимо, в дальнейшем не стоит ожидать доминирование какого-либо из стилей
- каждый из них находит свою собственную культурную нишу. Описывать полную историю аниме, располагать картинки или фан-арт не считаю нужным, т.к. для более заинтересованых людей помещу ссылочку на сайт, где этого очень много - animes.km.ru
|
|
Copyrights © 2003-2004 Все права защищены.